Публикации
В сборнике научных трудов по итогам Международной конференции Проблемы методологии в юридической науке: от римского права к современным правовым концепциям» 30-31 октября 2020 года
Изгнание римского IUS NATURALE, или о печальных перспективах современного правосудия позитивистов
Л.Л. Кофанов
Профессор кафедры международного права Российского государственного университета правосудия (г. Москва), заведующий центром истории римского права и европейских правовых систем Института всеобщей истории РАН, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. В статье рассматривается современное определение понятия «правосудие» в сравнении со знаменитым
римским классическим определением понятия iustitia как синонима справедливости, выражающейся в постоянной воле «предоставлять каждому свое право». Отмечается, что само это
понятие возникло и развивалось уже в Древней Греции в течение VI–II вв. до н.э. в философии Пифагора, Платона, Аристотеля и стоиков. Уже Платон противопоставлял такое понимание правосудия праву сильного. В I в. до н.э. особенно развил
это понятие Цицерон, заявив, что правосудие исходит из естественного права, основанного на принципах любви, дружбы,
доверия и согласия. Так как на разных уровнях (в семье, между
друзьями, между партнерами по торговле, между согражданами, между иностранцами и т.д.) эти принципы действуют
не одинаково, то главная задача правосудия честно (honeste)
выделять каждому свое. Римский адвокат и философ доказывает, что человеческие законы, отвергающие iustitia naturalis,
ведут к беззаконию и распаду общества. Возражая Карнеаду,
утверждавшему, что естественное правосудие – это глупость,
а реальное гражданское правосудие основано на защите выгоды
(utilitas) сильнейшего, Цицерон доказывает, что без взаимной
любви, доверия и дружбы страдает общая выгода общества в
целом, основанного на фундаментальном понятии честности
(honestum). Именно эти приципы и восприняли римские классические юристы и юстиниановские компиляторы в знаменитом
определении iustitia.
Ключевые слова: правосудие, справедливость, естественное
право, позитивное право, δικαιοσύνη, iustitia naturalis, ius suum
cuique tribuere, честность (honestum), выгода (utilitas).
THE EXPULSION OF THE ROMAN IUS NATURALE
OR ABOUT THE SAD PROSPECTS
OF MODERN JUSTICE OF THE POSITIVISTS
Annotation. The article considers the modern definition of the concept
of “justice” in comparison with the famous Roman classical definition
of the concept of iustitia as a synonym for justness, which is expressed
in the constant will to”grant everyone their right”. It is noted that this
concept itself appeared in Ancient Greece during the VI-II centuries BC
in the philosophy of Pythagoras, Plato, Aristotle and the Stoics. Already
Plato contrasted this understanding of justice with the right of the
strong. In the first century BC Cicero especially developed this concept,
stating that justice proceeds from natural law, based on the principles
of love, friendship, trust and consent. Since these principles do not apply
equally at different levels (in the family, between friends, between trade
partners, between fellow citizens, between foreigners, etc.), the main
task of justice is to allocate honestly to everyone. The Roman lawyer and
philosopher argues that human laws that reject iustitia naturalis lead to
lawlessness and the collapse of society. In discussion with Carneades, who
argued that natural justice is folly, and that real civil justice is based on
the protection of the benefit (utilitas) of the strongest, Cicero argues that
without mutual love, trust and friendship, the common benefit of society
as a whole, based on the fundamental concept of honesty (honestum),
suffers. These principles were adopted by the Roman classical jurists and
Justinian compilers in the famous definition of iustitia.
Keywords: justice, natural law, positive law, δικαιοσύνη, iustitia
naturalis, ius suum cuique tribuere, honesty (honestum), benefit
(utilitas).