Публикации
«Тот, кого преступно было учить получать и наносить раны, выводится на арену голый и безоружный: чтобы развлечь зрителей, с него требуется только умереть». Так описывал гладиаторов Сенека Младший. Но кем же на самом деле были люди, умиравшие на аренах древнего Рима? Мог ли гладиатор обрести свободу и прожить долгую жизнь? Какими правами обладали гладиаторы? Все эти вопросы требуют детального освещения.
Первоначально необходимо обратиться к тому, как зародились гладиаторские бои. Ряд историков полагает, что этот ритуал римляне заимствовали у этрусков в период этрусского господства в Риме в VIв. до н. э. Примерно до конца II в. до н. э. гладиаторские бои происходили лишь на погребальных церемониях. Позже они трансформировались в увеселительные мероприятия и инструмент политического влияния. Именно с этого момента и начинается широкое распространение гладиаторских боев по всей территории Римской империи.
Может возникнуть вопрос, где же римляне брали «человеческий материал» для гладиаторских игр? Ответ прост, практически везде. На арену выпускали осужденных преступников, рабов, военнопленных и даже специально нанятых граждан. На протяжении сотен лет римляне вели завоевательные войны, пленили людей тысячами, и многим пленникам предстояло погибнуть на арене ради увеселения публики. Именно военнопленные были главными участниками гладиаторских игр на раннем этапе.
В императорский период возникла новая практика: людей обвинённых в тяжких преступлениях (поджёг храма, государственная измена, военный мятеж) приговаривали к участию в гладиаторских играх. Это осуждение «к мечу» — ad gladium — и «диким зверям» считалось жестоким видом казни.
Существовал и другой способ наказания, связанный с гладиаторскими играми. Некоторых преступников, приговорённых к работам на рудниках,могли забрать в гладиаторскую школу — ad ludum, если конечно они были пригодны к выступлению на арене.
Оба вида наказания были связаны с утратой свободы и считались очень суровыми. И, тем не менее, многие считали осуждение ad ludum более мягким, ибо у виртуозов кровавого ремесла после двух лет гладиаторской школы и последующих трёх лет гладиаторской службы была возможность получить свободу. В знак освобождения от выступления на арене они могли получить rudis— деревянную шпагу. А через пять лет они могли стать обладателями колпака (pileus) как символа полного освобождения.
Стоит отметить, что гладиаторов использовали не только как бойцов на арене, а также как личную охрану или наёмных убийц. Многие известные римские политики и просто богатые граждане содержали свои гладиаторские школы. Так, например, со слов Цицерона мы знаем, что Цезарь содержал собственную группу гладиаторов. Иногда даже римские легионы имели собственных гладиаторов, которые выступали в амфитеатрах в местах расквартирования подразделения. Но основу таких групп составляли рабы, которых хозяева могли продавать или обменивать по своему усмотрению.
Римские бытописатели, в частности Петроний, пишут о том, что особо ценимы были свободные гладиаторы. Это связано с тем, что публика ожидала от них более энергичного и жестокого зрелища. Существовал определённый обряд, который должен был выполнить свободный гражданин, нанимавшийся в гладиаторы. Он должен был в присутствии нанимателя сделать перед народным трибуном определенное заявление. В этот момент устанавливалось и его жалование. По указу Марка Антония плата не могла превышать 200 сестерциев, т. е. была минимальна. При помощи столь низкого тарифа император пытался удержать достойных граждан от позорного выступления на арене. При повторном найме в гладиаторы сумма вознаграждения могла достигать 12000 сестерциев. Римский закон позволял выступать на арене всадникам и даже сенаторам. Например, император Нерон «заставил сражаться даже 400 сенаторов и 600 всадников, многих — с нетронутым состоянием и незапятнанным именем».
Таким образом, всех гладиаторов можно разделить на две большие группы. Первая группа — это люди, которые были обречены сражаться, пока не погибнут или не завоюют свободу, преступники и рабы. И вторая группа — те, кто добровольно согласился изменить свое правовое положение ради денежных средств.
Гладиаторы-добровольцы занимали очень низкое положение в римском обществе. По своему социальному статусу гладиаторы стояли на той же ступени, что и торговавшие собственным телом женщины и мужчины. Такое сравнение приводили Сенека и Ювенал.
Правовое положение гладиаторов-добровольцев можно назвать промежуточным. Они не были рабами, за свою деятельность они получали деньги, но в тоже время назвать гладиатора полноценным римским гражданином невозможно. Например, человек, добровольно произнесший гладиаторскую клятву и разрешивший своему хозяину делать с собой всё, что тому захочется, не мог обратиться в суд. Лишь в порядке исключения их иски рассматривали некоторые гражданские суды. Гладиатор-доброволец был полностью лишён политических прав, в том числе он не имел права занимать какие-либо государственные должности. Клятва добровольцев содержала обещание терпеть огонь, оковы, побои, насильственную смерть и все, что бы не приказал хозяин.
После произнесения клятвы доброволец не мог распоряжаться своей жизнью. Все решения за него принимал хозяин. Так, например, Сенека в нравственных письмах к Луцилию приводит пословицу, которая гласит, что гладиатор принимает решения только на арене.
Гладиаторы-добровольцы, как и рабы, могли быть предметом сделок. Так, например, в 146 фрагменте 3 книги Институций Гая есть отрывок, повествующий о том, как правильно называть передачу гладиаторов, выживших и погибших в бою. Говорится: «Большинство решило этот вопрос так: относительно вышедших из боя невредимыми заключён, по-видимому, договор найма, относительно убитых и обессиленных — купля-продажа».
Гладиаторы были полностью лишены права на личную жизнь. Их тело не принадлежало им до того момента, пока не закончится контракт. Проживали бойцы в школах-тюрьмах за высоким забором.
Даже после смерти гладиатор-доброволец не мог обрести покой. Многие законы не допускали хоронить гладиаторов вместе с полноценными римскими гражданами. Например, гражданин города Сассины, Меркато Карачено, подарил своему городу землю под кладбище и распорядился не хоронить там людей, которые нанялись за вознаграждение в гладиаторы. Это связано с тем, что по римскому праву не имевший достоинства не мог быть достойно похоронен. Конечно допускались исключения, но только если того требовали друзья, родственники или поклонники убитого, и когда к своим требованиям они прикладывали большие денежные суммы.
Гладиаторы стали частью римской культуры, они олицетворяли собой жестокие нравы, царившие в то время. Бойцы выходили на арену и умирали под крики и возгласы толпы, лишь не многим удавалось выжить и получить свободу!
- Г . Хёфлинг Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима / Г. Хёфлинг. — М.: Мысль, 1992.
- Сорокина Т.С. Гладиаторы Древнего Рима: социальное положение и медицинская помощь // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. №1. С.53-55