Новости
На юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялся круглый стол «Методика преподавания римского права». Организаторами мероприятия выступили кафедра гражданского права СПбГУ, кафедра правовой защиты экономической конкуренции СПбГУ и Центр изучения римского права.
Участие в круглом столе приняли:
- заведующий кафедрой гражданского права СПбГУ, к.ю.н. Бушев Андрей Юрьевич
- заведующая кафедрой правовой защиты экономической конкуренции СПбГУ Тимошенко Алефтина Сергеевна
- судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, доцент кафедры международного права СГЮА, к.ю.н. Акимова Мария Анатольевна
- профессор кафедры гражданского права СПбГУ, д.ю.н. Рудоквас Антон Дмитриевич
- профессор кафедры гражданского права СПбГУ, д.ю.н. Тузов Даниил Олегович
- доцент кафедры гражданского права СПбГУ, к.ю.н. Новиков Андрей Алексеевич
- доцент кафедры гражданского права СПбГУ, к.ю.н. Зезекало Александр Юрьевич
- заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Волгоградского института управления – филиал РАНХиГС, к.ю.н. Сергачёва Ольга Александровна
- доцент кафедры международного права СГЮА, к.и.н.Леус Владимир Александрович
- ст. преподаватель кафедры правовой защиты экономической конкуренции СПбГУ Михалевич Леонид Сергеевич
- студенты СГЮА и аспиранты кафедры гражданского права СПбГУ.
- В ходе обсуждения заявленной проблематики участниками круглого стола освещены проблемы и перспективы развития преподавания римского права в России с учётом актуальных зарубежных тенденций романистики.
Присутствующие были едины во мнении, что примитивная образовательная культура возможно обойдётся без римского права, но если ставить целью подготовку юридической элиты, то достижение подобной цели невозможно без качественного уровня преподавания данной дисциплины.
В настоящее время наблюдается тенденция сокращения кадрового состава, обеспечивающего преподавание римского права, и как следствие этого сокращение количества вузов, в которых ведётся преподавание данного предмета. Необходимо предпринимать меры по преодолению такой негативной динамики. Включение в программу преподавания указанной дисциплины способно существенно повысить качество юридического образования.
Участники круглого стола единодушно высказали сожаление по поводу сокращения количества часов, отводимых на преподавание римского права, поскольку студентам на первом курсе крайне важны непосредственный контакт с преподавателем, возможность слушать грамотную речь, усваивать юридическую аргументацию и терминологию. Сознавая это, преподаватели римского права в связи с сокращением аудиторных часов вынуждены сверх предусмотренной нагрузки давать учебный материал, необходимый для полноценного усвоения предмета, в рамках дополнительных факультативных занятий.
Коллеги из СПбГУ поделились опытом организации процесса обучения. Примечательно, что многие студенты на лекции приходят уже подготовленными, прочитав учебный материал. Задача заучивать его не ставится. Основное требование – понимание концепции римского права, его системы. Студенты изучают учебники, другие источники, а на лекциях уже преподаватели сосредоточиваются на моментах, требующих дополнительного пояснения. Если посмотреть расписание занятий, то можно увидеть, что мало какие из занятий называются лекциями. Чаще это консультации, интерактивные занятия. Высказано убеждение, что изучение римского права требует отхода от превалирования традиционных лекций как монолога преподавателя.
Предметом дискуссии также стали два подхода к преподаванию римского права: исторический и модернистский (неопандектистика). Первый подход предполагает изучение римского права как исторически-культурного феномена, как классического образца в его исторических деталях. Неопандектистика же допускает актуализацию римского права с учётом утилитарных надобностей, в том числе, путём заимствования юридических моделей.
Мнения разошлись. Большинство участников высказали позицию, что актуализация римского права способна в значительной степени повысить его жизнеспособность и способствовать его популяризации. Однако также справедливо было отмечено, что нельзя пересекать грань при адаптировании, допуская его искажение.
Было отмечено, что поступают запросы от практикующих специалистов на создание онлайн-материалов по римскому праву. Не так давно Антон Дмитриевич Рудоквас записал курс для практических работников, который пользуется успехом. Подобные стремления нельзя игнорировать. Участники сошлись во мнении, что римское право может быть полезно и практикам.
Обсуждался также вопрос применения онлайн-курсов при преподавании римского права. Внедрение в практику преподавания онлайн-курсов является общей тенденцией. Участники дискуссии пришли к выводу, что онлайн-курсы целесообразно применять в качестве дополнительных к занятиям очной формы. Полная замена лекционных занятий, обеспечивающих непосредственное общение студентов с преподавателем и оперативную обратную связь, негативно скажется на качестве усвоения дисциплины.
Достигнуты договорённости о совместной работе над созданием системы подготовки и профессионального роста научно-педагогических кадров. Было решено вернуться к идее Леонида Львовича Кофанова о проведении курсов квалификации для преподавателей, однако возродить её, объединив усилия, в новой дистанционной форме. Высказано мнение, что одним из направлений совместной работы могло бы стать повышение квалификации преподавателей римского права из регионов путём дистанционного обучения с использованием современных информационных ресурсов.